|
- Учебный план на 2011-2012 учебный год.
-
Рабочая программа по курсу « Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры».
2013- 2014, 2014-2015, 2015-2016 уч. год
4 класс, МОУ Казаковская начальная школа – детский сад
Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Используемые ресурсы:
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012.
Для реализации программного содержания используется учебник «Основы православной культуры», 4-5 классы, автор Кураев А.В., электронное приложение к учебнику А.В. Кураева, Книга для учителя, М., «Просвещение», 2012, Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений,
Интернет-ресурсы.
Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4-5 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору его родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю (4 класс 17часов + 5 класс 17часов).
Всего 34 часа за год.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 - 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего
Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Основные задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Примерные темы творческих работ:
- Темы сочинений: (урок № 16)
- «Милосердные дела и героические поступки христиан».
- «Величественные храмы».
- «Прекрасные иконы».
- «Молитвы христиан» о себе и других.
- «Что такое этика»?
- «Как я понимаю золотое правило этики?»
- «Возможен ли подвиг в мирное время»?
- «Как я понимаю православие».
- «Православные святыни».
- «Православные праздники».
- «Экскурсия в православный храм».
«Значение православной культуры в жизни человека и общества»
- Примерные темы исследовательских работ для презентаций: (уроки 31-34)
- Как христианство пришло на Русь?
- Христианское отношение к природе.
- Святые в отношении к животным.
- Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей
- Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
- Христианская семья и её ценности.
- Православный календарь, праздники.
- Православный храм и другие святыни.
- Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)
Календарно-тематическое планирование
курса «Основы православной культуры» в 4 классе на 2012-2013 учебный год (34 ч)
№ урока
п/п
|
Тема урока
|
Знать
|
Характеристика деятельности учеников
|
Домашнее задание
|
Материал учебника
|
Дата проведения
|
|
Факт.
|
1
|
Россия – наша Родина
|
Основные термины и понятия:
Отечество, Родина, Культурные традиции.
|
Знакомятся с историей возникновения и распространения ПК
Изучают основы духовной традиции православия.
Дают определения основных понятий православной культуры.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, Религиозных праздников и святынь православной культуры.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозных культуры (православной и др.)
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.
Осуществляется поиск необходимой информации для
выполнения заданий по
группам
Участвуют в диспутах:
Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.
Готовят сообщение, доклады, компьютерные презентации и т. д. по выбранным темам (теме) и представляют их.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся;
подготовить сообщения;
сочинение «С чего начинается Родина?»
|
Стр.
4-5
|
|
По плану
|
2
|
Культура и Религия.
|
Основные термины и понятия:
Культура, Религия.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Стр.
6-7
|
|
|
3
|
Человек и Бог в православии
|
Основные термины и понятия: Совесть, Доброта, Любовь
|
Подготовить ответ на тему «Что значит быть православным человеком?»
|
Стр.
8-11
|
|
|
4
|
Православная молитва.
|
Основные термины и понятия:
Молитва, молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Благодать, святые, Священное Предание.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Стр. 12-15
|
|
|
5
|
Библия и Евангелие.
|
Основные термины и понятия: христиане, христианин, христианство, библия, Священное писание Ветхого Завета. Пророки. Евангелие, Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притча.
|
Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?» Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Стр.
16-19
|
|
|
6
|
Проповедь Христа.
|
Основные термины и понятия:
Месть, зло, добро, духовные сокровища. Проповедь, завет.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции».
|
Стр. 20-23
|
|
|
7
|
Христос и Его Крест.
|
Основные термины и понятия:
Боговоплощение. Вочеловечивание, воплощение, Богочеловек. Рождество Христово, голгофа, страдание, высшее и жертвенное служение правде. Распятие, символика Креста
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Нарисовать православный крест.
|
Стр. 24-27
|
|
|
8
|
Пасха
|
Основные термины и понятия:
Воскресение, ИИСУС (Бог Спасает), ПАСХА ХРИСТОВА, пасхальная полночь, пасхальный гимн, пасхальное яйцо, кулич. Пост.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Рис Рассказать о праздновании Пасхи в семье, нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху»
|
Стр. 28-31
|
|
|
9
|
Православное учение о человеке.
|
Основные термины и понятия:
Тело, душа. Внутренний мир человека. Образ Бога в человеке. Болезни души.
|
Написать мини-сочинение на тему по выбору: «Когда болит душа», «Когда на душе светло и радостно»
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Стр. 32-35
|
|
|
10
|
Совесть и раскаяние.
|
Основные термины и понятия:
Добро. Зло. Грех. Совесть. Раскаяние (покаяние). Три шага в раскаянии. Радость.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Лекарство для души», «Спешить делать добро»
|
Стр. 36-39
|
|
|
11
|
Заповеди.
|
Основные термины и понятия:
Заповедь, 10 заповедей.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Обсудить с родителями, почему нельзя лгать.
|
Стр.
40-41
|
|
|
12
|
Милосердие и сострадание.
|
Основные термины и понятия:
Милосердие. Дружба. Ближний. Милостыня.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Мини-сочинение «Ближний для меня – это…»
|
Стр.
42-45
|
|
|
13
|
Золотое правило этики.
|
Основные термины и понятия:
Этика. Неосуждение.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. Мини-сочинение «Золотое правило этики» на 1примере из жизни.
|
Стр.
46-47
|
|
|
14
|
Храм
|
Храм. Икона. Благословление. Система запретов.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Стр. 48-51
|
|
|
15
|
Икона.
|
Особенности иконы. Свет иконы. Нимб. Лица (лики) и глаза. Икона и молитва. Невидимое на иконе. Образ Божий в иконах.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Стр.
52-55
|
|
|
16
|
Творческие работы учащихся.
|
Выбор темы творческой работы,
См. Примерные темы творческих работ.
|
Дописать сочинение
На выбранную тему, оформить рисунками, схемами (если это надо)
|
Стр. 56
|
|
|
17
|
Подведение итогов.
|
Конкурс сочинений.
|
Подготовить праздничный проект, работа в группах
(7 заданий – 7 групп)
|
Стр.57
|
|
|
18
|
Как христианство пришло на Русь.
|
Основные термины и понятия:
Церковь. Крещение. Вера в единого Бога. Святая Русь.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Стр.
58-61
|
|
|
19
|
Подвиг.
|
Основные термины и понятия:
Подвиг. Подвиг ради себя. Подвиг ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близких, друзей…)
|
Стр. 62-63
|
|
|
20
|
Заповеди блаженств.
|
Основные термины и понятия: Блаженство, духовность, нищие духом, вера, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны милостивые, блаженны алчущие и жаждущие, блаженны миротворцы, блаженны чистые сердцем.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Стр. 64-67
|
|
|
21
|
Зачем творить добро?
|
Основные термины и понятия:
Самоотверженность, святой. Радость для своего сердца.
|
Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский.
|
Стр.
68-69
|
|
|
22
|
Чудо в жизни христианина.
|
Основные термины и понятия:
Святая троица, добродетель, вера, надежда, любовь
|
Записать, какие добродетели вы видите в себе.
|
Стр. 70-71
|
|
|
23
|
Православие о Божием суде.
|
Основные термины и понятия:
Легенда о Христофоре, вера в бессмертие
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Письменно ответить на вопрос: «Добрыми могут быть только христиане?»
|
Стр.
74-75
|
|
|
24
|
Таинство Причастия.
|
Основные термины и понятия:
Причастие, Тайная Вечеря, Тело и кровь Христа, Христианские Таинства, Церковь, Литургия.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Стр. 76-79
|
|
|
25
|
Монастырь.
|
Основные термины и понятия:
Монах (монахиня). Трудись и молись. Послушание, Монашеские обеты, Постриг монаха, Монашество.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Стр.
81-83
|
|
|
26
|
Отношение христианина к природе.
|
Основные термины и понятия:
Ответственность за мир, познание и труд, христианское милосердие.
|
Нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис»
|
Стр.
84-85
|
|
|
27
|
Христианская семья.
|
Основные термины и понятия:
Семья, брак, супруги, венчание, венец над молодожёнами, бремя, тактичность,
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях
|
Стр. 86-87
|
|
|
28
|
Защита Отечества.
|
Основные термины и понятия:
Оборонительная (справедливая) война, гнев напрасный и уместный,
защита Отечества, легендарные защитники Отечества. Богатырь Илья Муромец, князь Александр Невский, князь Дмитрий Донской, адмирал Фёдор Ушаков.
|
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
Рассказать о членах семьи, проходивших военную службу, подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском
|
Стр. 88-91
|
|
|
29
|
Христианин в труде.
|
Основные термины и понятия: первый грех.
Заповедь труда, пост, труд, радующий Бога.
|
Рассказать о труде родителей.
Ответить на вопросы и выполнить задания из пособия для учащихся.
|
Стр.
92-93
|
|
|
30
|
Любовь и уважение к Отечеству
|
Основные термины и понятия:
Иудаизм, ислам, православие, буддизм, светская этика. Традиции. Любовь, Отечество, Патриотизм.
|
Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?»
|
Стр.
94-95
|
|
|
31-34
|
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
Приложение
к Положению о промежуточной аттестации
Система оценки результатов усвоения
комплексного учебного курса ОРКСЭ
Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса
|
Инструментарий
|
Предметные результаты:
- знание и принятие ценностей;
- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;
- осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни.
|
- тесты,
- составление словарей терминов и понятий,
- контрольно - измерительные материалы,
- защита проектов.
|
Метапредметные результаты
|
- творческие работы,
- участие в конференциях,
- диспуты,
- ролевые игры,
- тесты,
- тренинги.
|
Личностные качества
|
- карта наблюдений,
- диагностика качеств личности,
- портфолио.
|
-
Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- «портфель» ученика.
-
Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.
Администрация своей деятельности использует по необходимости все материалы учителей и учащихся для создания целостной картины реализации курса.
По итогам года на основе полученных материалов от учителей администрация проводит педагогический анализ работы по курсу ОРКСЭ, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяются стратегические задачи на следующий год обучения.
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения.
Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку действий, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.
Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает защиту проекта по основным темам учебного периода.
Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений учащихся.
Для диагностики теоретических знаний разрабатываются
поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результат в которых оценивается словами «молодец», «классно», «ура»;
тестовые задания предлагаются всех видов тестов:
- множественный выбор (с единственным правильным ответом и с несколькими правильными ответами);
- заполни пропуски;
- верно/неверно;
- соотнеси;
- краткий ответ.
- электронные тесты, выполненные в программе «Cаptivаtе»;
контрольные тесты не содержат слайдов-подсказок, после выполнения теста ученик видит, насколько хорошо он усвоил тему, кроме того, он имеет возможность просмотреть все задания и проанализировать свои ошибки.
Все тесты соответствуют стандартному формату тестов, поэтому кроме своей основной функции – контроля полученных знаний, информационной, их можно использовать как тренажер для закрепления изученного материала.
Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся Портфолио ученика.
Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.
Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.
Ведение документации
По комплексному курсу составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.
Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету.
Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
.
|